воскресенье, 25 апреля 2010 г.

Психологическая реабилитация участников боевых действий, получивших ПТСР

Психологическая реабилитация участников боевых действий, получивших ПТСР
(Посттравматическое Стрессовое Расстройство)
Актуальность проблемы
В ряду многих последствий (экономических, политических, социальных), которые любая война несет для общества, существуют также и психологические. Воюющая армия пропускает через себя многомиллионные массы молодых людей и после демобилизации выплескивает их обратно в гражданское общество, внося в него при этом все особенности милитаризированного сознания - и оказывая существенное влияние на дальнейшее развитие социума.
Диапазон воздействия факторов войны на человека чрезвычайно широк. При этом гораздо больший масштаб имеют смягченные и отсроченные последствия войны, влияющие не только на психофизическое здоровье военнослужащих, но и на их психологическую уравновешенность, мировоззрение, стабильность ценностных ориентаций и т.д. Военные медики всё чаще используют такие нетрадиционные терминологические обозначения (отражающие, тем не менее, клиническую реальность), как боевая психическая травма, боевое утомление; речь идет о вьетнамском, афганском, чеченском синдромах.
Афганский и чеченский синдром похож на синдром вьетнамский в узком смысле терминов. В США о вьетнамском синдроме говорят в связи с различными нервными и психическими заболеваниями, жертвами которых стали американские солдаты и офицеры, прошедшие войну. По наблюдениям американских ученых, большинство солдат, вернувшихся из Вьетнама, не смогли найти своего места в жизни. И причины были в основном не материального плана, а именно социально-психологического: общество сознательно или неосознанно отторгало от себя "вьетнамцев", которые вернулись в него "другими", не похожими на всех остальных.
Каковы же основные признаки Посттравматического Стрессового Расстройства (то, что это болезнь, уже не вызывает сомнения)? Это, прежде всего, неустойчивость психики, при которой даже самые незначительные потери, трудности толкают человека на самоубийство; особые виды агрессии; боязнь нападения сзади; чувство вины за то, что остался жив; идентификация себя с убитыми. Большинству больных присуще резко негативное отношение к социальным институтам, к правительству. А еще: душевные надломы, срывы, ожесточение, непримиримость, повышенная конфликтность, с одной стороны, усталость, апатия - с другой - все это естественные реакции организма на последствия длительного физического и нервного напряжения, испытанного в боевой обстановке. Именно они становятся характерными признаками так называемых фронтовых (потерянных) поколений.
По официальным данным, во время боевых действий во Вьетнаме погибло около шестидесяти тысяч американцев, а количество самоубийц из числа ветеранов войны еще в 1988 г. перевалило за сто тысяч. Другая статистика: в США, например, уже давно подсчитали, что ветераны вьетнамской войны (т.е. люди с больной психикой) вносят весьма существенный процент в общий уровень преступности страны. И для государства оказалось дешевле заниматься здоровьем бывших бойцов, нежели подсчитывать убытки от их преступлений. Поэтому-то министерство по делам ветеранов США вплотную занялось этой проблемой. В Америке работает около двухсот клиник, где участникам вьетнамской войны оказывается психотерапевтическая помощь.
По данным отечественных специалистов, в структуре психической патологии среди военнослужащих срочной службы, принимавших участие в боевых действиях во время локальных войн в Афганистане, Карабахе, Абхазии, Таджикистане, Чечне, психогенные расстройства достигают 70 %; у офицеров и прапорщиков этот показатель несколько ниже. У 15-20% военнослужащих, прошедших через вооруженные конфликты, по данным главного психиатра Министерства обороны РФ В.В.Нечипоренко (1995), имеются "хронические посттравматические состояния", вызванные стрессом.
А по данным на ноябрь 1989 г., 3700 ветеранов Афганской войны находились в тюрьмах; количество разводов и острых семейных конфликтов составляло в семьях "афганцев" 75 %; более двух третей ветеранов не были удовлетворены работой и часто меняли ее из-за возникающих конфликтов; 90 % студентов-"афганцев" имели академическую задолженность или плохую успеваемость; 60 % страдали от алкоголизма и наркомании; наблюдались случаи самоубийств или попыток к ним; около 50 % (а по некоторым сведениям, до 70 %) готовы были в любой момент вернуться в Афганистан.
Военные и гражданские медики, работающие в области стрессовых расстройств, считают, что с полученными психотравмами необходимо бороться профессионально, и чем раньше оказана специальная медико-психологическая помощь, тем лучше прогноз развития личности на будущее. Отсутствие специальных медико-психологических мер по восстановлению травмированной, деформированной психики (психологическая реабилитация) ведет к хроническому течению психических расстройств. Последствия ПТСР приводят к изменению личности, социальной и профессиональной дезинтеграции, алкоголизации и наркотизации, суицидам.
Основные методы реабилитации
Программа реабилитации предусматривает лечебные и психологические мероприятия, направленные на предупреждение развития патологических процессов после ПТСР, приводящих к нарушению социальных связей, профессиональной и личностной дезинтеграции, алкоголизму, наркомании, суицидам. И состоит из фармакологической, групповой и индивидуальной терапии.
Групповые занятия, тренинги направлены на устранение неврозов с нарушением трудностей в межличностном общении и социальной адаптации. Это совместная деятельность пациентов в лечебных целях, которая активизирует преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, расширяет круг интересов и сферу контактов, развивает коммуникативные навыки.
Индивидуальная программа направлена на восстановление деформированной психики пациентов и использует работу с образами в состояниях крайнего расслабления с применением аппарата импульсной терапии.
Работа с образами в состояниях расслабления позволяет отключать внешнюю реальность и прекращать за счет этого возбуждение центральной нервной системы. В этот период восстанавливаются энергозатраты, оптимизируются процессы центральной нейрорегуляции. Обеспечивается самовосстановление. Это дает индивидууму значительный резерв прочности в экстремальных условиях, восстанавливает энергозатраты, активизирует внутриличностные резервы психики.
Состояние релаксации, при котором возникает воздержание от каких-либо усилий, сознательного чрезмерного напряжения, стирает программы мозга, связанные с получением негативной информации. Гипноз негативных установок прекращается после физического расслабления, а затем сознательное самовнушение очищает информационное поле от опыта прошлого, неудач. Возможность самостоятельной дальнейшей работы по данной программе заменяет негативные отпечатки прошлого в сознании или информационном поле любого человека. В результате личной, самостоятельной работы открывается механизм достижения успехов, счастья, здоровья в повседневной жизни.
Аппарат импульсной терапии обеспечивает восстановление энергозатрат центральной нервной системы, головного мозга, перераспределение энергии через информационные поля мозга в участки повышенных энергозатрат. Происходит процесс восстановления ресурсов организма человека.
Цели реабилитации
• Восстановление личного и социального статуса пациентов, перенёсших ПТСР в локальных боевых действиях;
• Коррекция социального поведения пациента, улучшение коммуникабельности, развитие способностей к самореализации, разрешение психологических и преодоление социальных конфликтов;
• Восстановление истощенной, деформированной депрессиями, стрессами и перегрузками психики, снятие внутренней напряженности и тревожности. Увеличение ресурсности и стрессоустойчивости организма;
• Мобилизация внутренних резервов на преодоление зависимости от психоактивных средств (алкоголь, наркотики, никотин).

Комментариев нет:

Отправить комментарий